07.02.2023
7 февраля 2023 года на базе МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля» прошло заседание городского методического объединения учителей биологии по теме «Развитие естественнонаучной грамотности у учащихся посредством предмета «Биология».
В настоящее время ЕНГ является одним из признанных критериев оценивания качества естественнонаучного образования в отечественных и международных исследованиях. Она рассматривается как важнейший фактор развития культуры и конкурентоспособности страны, является одним из необходимых условий становления информационного и технологически развитого общества, поскольку обеспечивает связи в системах «человек – природа», «человек – технология». У большинства учащихся в основе интереса к науке, способности воспринимать научный и технологический прогресс лежит естественнонаучная грамотность, которая влияет на выбор разнообразных сфер деятельности в будущем.
В рамках повестки заседания были рассмотрены вопросы развития естественнонаучной грамотности у учащихся средствами предмета «Биология», рассмотрены конкретные примеры, как использовать задачи из общественного банка заданий по ФГ на уроках биологии в 8 классе в зависимости от темы урока. По этим вопросам выступили Молчанова Д.М., руководитель ГМО учителей биологии и Свиридова А.В, учитель биологии и химии «МБОУ СШ № 33».
Также Молчанова Дарья Михайловна рассмотрела вопрос «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по биологии», что очень актуально сегодня для каждого педагога.
В рамках заседания ГМО был рассмотрен дополнительный вопрос по запросу учителей. Буренина Е.Е, методист МБУ ДО "ЦДО", представила особенности формирования текстов новых заданий развернутой части линий 23 и 24 ЕГЭ, проверяемые содержание и умения. Были рассмотрены основные подходы к решению заданий и их оценке. Решения заданий линий 23 и 24 требуют от обучающихся сформированности функциональной грамотности, умений анализировать как текстовую, так и графическую информацию, делать выводы по представленным экспериментальным данным. Особенность заданий этих линий в том, что они предполагают знания методологии научного эксперимента.
По результатам заседания учителям биологии были даны рекомендации:
- Включать задания ЕНГ из федерального банка заданий по функциональной грамотности в урок и внеурочную деятельность.
- Формировать ФГ средствами проектно-исследовательской деятельности.
- Использовать тренировочные задания и диагностические работы для формирования и оценки ЕНГ с помощью цифровой образовательной платформы «Российская электронная школа» (РЭШ).
- Проанализировать полученные результаты диагностики ЕНГ, выявив пробелы в изучении биологии, типичные ошибки и спланировать работу по формированию ЕНГ.
Методист методического отдела Левина О.А.