Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

Методическая служба системы образования города Смоленска

Заведующий отделом

+7 (4812) 31-30-35

214020 Смоленск, ул. Крупской, 37, кабинет №4 (1 этаж)

Посмотреть на карте

  • Главная
  • Новости
  • «Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»

«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»

27.01.2021

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский

26.01 и 27.01.2021 г. в дистанционном формате прошли мероприятия - ­­ круглые столы для учителей химии, географии и биологии на тему «Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху».

Мероприятия проведены в рамках городских методических объединений учителей химии, географии и биологии г. Смоленска. Модераторы – Левина О.А., Федорова А.М., Хлимановская О.В., Васильцова О.Н.

Анкетирование

Для учителей была подготовлена анкета в Google Forms по теме «Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху», которую предварительно прошли 32 педагога.  Из них 28,1% составили учителя химии, столько же учителя биологии, 21,9% - географии. 15,6% ведут несколько из этих предметов.

Цель анкетирования: определение вовлеченности учителей в работу с одаренными детьми.

Анкетирование помогло увидеть понимание учителями сущности понятий «одаренный ребенок», «высокомотивированные обучающиеся», владение приемами работы с талантливыми детьми, готовность совершенствовать свою профессиональную компетентность в этом вопросе, а также позволило оценить объективность проведения ШЭ и МЭ ВсОШ в 2020-2021 учебном году.

Вывод:

  1. Из 166 педагогов химии, географии и биологии приняли участие в анкетировании 32 человека (19,3%).
  2. Большинство педагогов работают с высокомотивированными и одаренными детьми, но есть причины, тормозящие эту работу. В большей степени – это недостаток дополнительных компетенций по работе с одаренными. Поэтому необходимо самостоятельно или на курсах изучать психологические аспекты работы с детьми, интерактивные методы и приемы, расширять сетевое взаимодействие с другими организациями.
  3. 73,3 % отметили, что в школе ведется системная работа с одаренными, ведется база данных, сопровождение школьников. 90% учителей работают или готовы работать с неординарными личностями.
  4. При работе с одаренными детьми более 60% учителей отметили принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка (21 чел. – 65,6%), принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам (20 чел. – 62,5%).

 

Материалы круглого стола

Материалы круглого стола размещены на сайте методического отдела по ссылке: https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/professionalnye-obedineniya1/gorodskie-metodicheskie-obedineniya/gmo-uchitelej-biologii/

Результаты анкетирования и анализ 12 вопросов. 

Актуальность

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной  школы. Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. Следовательно, проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

  • ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
  • требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Целью нашего круглого стола является выявление креативных и творческих практик работы педагогов, направленных на создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных  обучающихся, для проявления каждым ребенком своих интеллектуальных, творческих  способностей, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных талантливых и одаренных детей. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика, используют различные формы работы с одарёнными детьми. С ними нам и хотелось бы познакомиться в ходе круглого стола.

План работы круглого стола учителей химии

«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»

Тема

Ф.И.О.

1.

Анализ муниципального этапа ВсОШ по химии

 

1.1.

Презентация «Анализ муниципального этапа ВсОШ. Анализ заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 7-11 класс»

-Звонарева Г.Н., Нагорская А.В., учителя химии МБОУ «СШ №37»,

- Жучкова Н.В., учитель химии МБОУ «СШ № 34» города Смоленска,

 -Федорова А.М., учитель химии МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского»

- Жук О.В.,

 учитель МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова»

1.2.

Аналитический отчет муниципального этапа ВсОШ по химии в 2020-2021 учебном году.

Звонарева Г.Н., Левина О.А., методист методического отдела

1.3

Статистика по МЭ ВсОШ по химии, географии, биологии и экологии за три года: 2019, 2019, 2020. База победителей и призеров.

Левина О.А., методист методического отдела

2.

Задания, решения и критерии оценивания муниципального этапа ВсОШ

 

3.

Анализ регионального этапа ВсОШ по химии

 

Федорова А.М., учитель химии МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского»

4.

Как определить креативность? (Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. ООО Издательство «Питер», 2013).

 

Федорова А.М., учитель химии МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского»

5.

Материалы учителей химии по данной теме

 

5.1.

Обзор мнений. Способные, высокомотивированные школьники = одаренные?

Р.П. Григорьев, Т.А. Суворова, учителя химии, МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленска

5.2.

Интеллектуальные конкурсы – ресурс успешности старшеклассников

Мамченко С.А.,

учитель химии МБОУ «СШ № 6» города Смоленска

 

Планы работы круглого стола учителей биологии

«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»

Тема

Ф.И.О.

1.

Анализ муниципального этапа ВсОШ по биологии, экологии

Перлина Н.Б., учитель биологии МБОУ «СШ № 29», председатель жюри МЭ ВсОШ,

Левина О.А., методист методического отдела

2.

Статистика по МЭ ВсОШ по химии, географии, биологии и экологии за три года: 2019, 2019, 2020. База победителей и призеров.

Левина О.А., методист методического отдела

3.

Задания, решения и критерии оценивания муниципального этапа ВсОШ

Перлина Н.Б.

4.

Как определить креативность? (Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. ООО Издательство «Питер», 2013).

Левина О.А., методист методического отдела

5.

Материалы учителей биологии по данной теме

 

 

Организация наставничества над индивидуальными проектами обучающихся в старшей школе

Смирнова Т.Г., учитель географии и биологии МБОУ «СШ №29»

 

План работы круглого стола для учителей географии

«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»

Тема

Ф.И.О.

1.

Анализ муниципального этапа ВсОШ по географии

Хлимановская О.В., учитель географии МБОУ «СШ № 7», председатель жюри МЭ ВсОШ,

Левина О.А., методист методического отдела

2.

Статистика по МЭ ВсОШ по химии, географии, биологии и экологии за три года: 2019, 2019, 2020. База победителей и призеров.

Левина О.А., методист методического отдела

3.

Задания, решения и критерии оценивания муниципального этапа ВсОШ

 

4.

Как определить креативность? (Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. ООО Издательство «Питер», 2013).

Левина О.А., методист методического отдела

5.

Материалы учителей географии по данной теме

 

 

Организация наставничества над индивидуальными проектами обучающихся в старшей школе

Смирнова Т.Г., учитель географии и биологии МБОУ «СШ № 29»

 

 

Назад

Контакты

Заведующий отделом

metodotdel67@mail.ru

+7 (4812) 31-30-35

E-mail: metodotdel67@mail.ru

214020 Смоленск, ул. Крупской, 37, кабинет №4 (1 этаж)