27.01.2021
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
26.01 и 27.01.2021 г. в дистанционном формате прошли мероприятия - круглые столы для учителей химии, географии и биологии на тему «Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху».
Мероприятия проведены в рамках городских методических объединений учителей химии, географии и биологии г. Смоленска. Модераторы – Левина О.А., Федорова А.М., Хлимановская О.В., Васильцова О.Н.
Анкетирование
Для учителей была подготовлена анкета в Google Forms по теме «Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху», которую предварительно прошли 32 педагога. Из них 28,1% составили учителя химии, столько же учителя биологии, 21,9% - географии. 15,6% ведут несколько из этих предметов.
Цель анкетирования: определение вовлеченности учителей в работу с одаренными детьми.
Анкетирование помогло увидеть понимание учителями сущности понятий «одаренный ребенок», «высокомотивированные обучающиеся», владение приемами работы с талантливыми детьми, готовность совершенствовать свою профессиональную компетентность в этом вопросе, а также позволило оценить объективность проведения ШЭ и МЭ ВсОШ в 2020-2021 учебном году.
Вывод:
Материалы круглого стола
Материалы круглого стола размещены на сайте методического отдела по ссылке: https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/professionalnye-obedineniya1/gorodskie-metodicheskie-obedineniya/gmo-uchitelej-biologii/
Результаты анкетирования и анализ 12 вопросов.
Актуальность
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. Следовательно, проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:
Целью нашего круглого стола является выявление креативных и творческих практик работы педагогов, направленных на создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных обучающихся, для проявления каждым ребенком своих интеллектуальных, творческих способностей, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных талантливых и одаренных детей. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика, используют различные формы работы с одарёнными детьми. С ними нам и хотелось бы познакомиться в ходе круглого стола.
План работы круглого стола учителей химии
«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»
№ |
Тема |
Ф.И.О. |
1. |
Анализ муниципального этапа ВсОШ по химии |
|
1.1. |
Презентация «Анализ муниципального этапа ВсОШ. Анализ заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 7-11 класс» |
-Звонарева Г.Н., Нагорская А.В., учителя химии МБОУ «СШ №37», - Жучкова Н.В., учитель химии МБОУ «СШ № 34» города Смоленска, -Федорова А.М., учитель химии МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» - Жук О.В., учитель МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова» |
1.2. |
Аналитический отчет муниципального этапа ВсОШ по химии в 2020-2021 учебном году. |
Звонарева Г.Н., Левина О.А., методист методического отдела |
1.3 |
Статистика по МЭ ВсОШ по химии, географии, биологии и экологии за три года: 2019, 2019, 2020. База победителей и призеров. |
Левина О.А., методист методического отдела |
2. |
Задания, решения и критерии оценивания муниципального этапа ВсОШ |
|
3. |
Анализ регионального этапа ВсОШ по химии
|
Федорова А.М., учитель химии МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» |
4. |
Как определить креативность? (Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. ООО Издательство «Питер», 2013).
|
Федорова А.М., учитель химии МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» |
5. |
Материалы учителей химии по данной теме |
|
5.1. |
Обзор мнений. Способные, высокомотивированные школьники = одаренные? |
Р.П. Григорьев, Т.А. Суворова, учителя химии, МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленска |
5.2. |
Интеллектуальные конкурсы – ресурс успешности старшеклассников |
Мамченко С.А., учитель химии МБОУ «СШ № 6» города Смоленска |
Планы работы круглого стола учителей биологии
«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»
№ |
Тема |
Ф.И.О. |
1. |
Анализ муниципального этапа ВсОШ по биологии, экологии |
Перлина Н.Б., учитель биологии МБОУ «СШ № 29», председатель жюри МЭ ВсОШ, Левина О.А., методист методического отдела |
2. |
Статистика по МЭ ВсОШ по химии, географии, биологии и экологии за три года: 2019, 2019, 2020. База победителей и призеров. |
Левина О.А., методист методического отдела |
3. |
Задания, решения и критерии оценивания муниципального этапа ВсОШ |
Перлина Н.Б. |
4. |
Как определить креативность? (Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. ООО Издательство «Питер», 2013). |
Левина О.А., методист методического отдела |
5. |
Материалы учителей биологии по данной теме |
|
|
Организация наставничества над индивидуальными проектами обучающихся в старшей школе |
Смирнова Т.Г., учитель географии и биологии МБОУ «СШ №29» |
План работы круглого стола для учителей географии
«Одарённые и высокомотивированные обучающиеся - ступени к успеху»
№ |
Тема |
Ф.И.О. |
1. |
Анализ муниципального этапа ВсОШ по географии |
Хлимановская О.В., учитель географии МБОУ «СШ № 7», председатель жюри МЭ ВсОШ, Левина О.А., методист методического отдела |
2. |
Статистика по МЭ ВсОШ по химии, географии, биологии и экологии за три года: 2019, 2019, 2020. База победителей и призеров. |
Левина О.А., методист методического отдела |
3. |
Задания, решения и критерии оценивания муниципального этапа ВсОШ |
|
4. |
Как определить креативность? (Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. ООО Издательство «Питер», 2013). |
Левина О.А., методист методического отдела |
5. |
Материалы учителей географии по данной теме |
|
|
Организация наставничества над индивидуальными проектами обучающихся в старшей школе |
Смирнова Т.Г., учитель географии и биологии МБОУ «СШ № 29» |