15.12.2020
Следующий век будет именно таким,
какими будут воспитаны для него будущие граждане».
Я.А. Коменский
15 декабря состоялся онлайн-семинар по теме «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых решений» в формате видеоконференции.
Данное мероприятие проведено в рамках плана работы МБУ ДО «ЦДО» по направлению «Цифровизация» и организовано совместно с МБОУ «СШ № 29» г. Смоленска.
Цель мероприятия - обобщение и распространение эффективных практик формирования функциональной грамотности обучающихся с использованием цифровых образовательных технологий.
В семинаре приняли участие педагоги из общеобразовательных организаций г. Смоленска. Всего зафиксировано 25 подключений к конференции Zoom. Ссылки
Модератором выступила Ольга Анатольевна Левина, методист методического отдела МБУ ДО «ЦДО» г. Смоленска. В своем выступлении она обратила особое внимание на необходимость формирования цифровой грамотности как у обучающихся, так у педагогов. Кроме того, акцентировала внимание на отличии оценки ФГ и ее формирования.
К ключевым аспектам проблемного поля можно отнести:
В прямом эфире учителя МБОУ «СШ № 29» г. Смоленска: Кузьмина Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы, Стальнова Татьяна Викторовна, учитель английского языка, Игнатенко Анна Валентиновна, учитель начальных классов, Елисеева Светлана Михайловна, учитель математики, представили свой опыт по формированию ФГ обучающихся. Ранее были сняты видеофрагменты внеурочного занятия и уроков в начальной и основной школе, где педагоги использовали методы и приемы, способствующие формированию читательской грамотности, креативности, критического мышления, финансовой и математической грамотности.
На представленном уроке литературы Оксана Владимировна использовала интерактивную доску для демонстрации, мотивационных видео и ментальных карт обучающихся, которые они заранее составили на ПК, изучая «Евгения Онегина».
На английском языке узнавали новости из английских и российских онлайн-газет, оформляя интересную информацию в таблицу на ПК по рубрикам, а также работали с Google-документами.
На уроке окружающего мира в 3 классе Анна Валентиновна, расширяя рамки предмета, часто обращалась к ранее полученным ребятами знаниям по информатике, математике, русскому языку, затрагивала глобальные проблемы, связанные с защитой диких животных (знакомство с «Всемирным фондом защиты дикой природы»). На уроке использовалась интерактивная доска и документ-камера. Проблемные вопросы, приемы работы с текстом способствовали формированию читательской, естественнонаучной, математической грамотности и глобальным компетенциям.
На занятии по внеурочной деятельности, решая задачи на проценты, жизненные задачи о финансах, Светлана Михайловна, учитель математики, использовала интерактивную доску, эмоционально и живо беседовала с обучающимися, обращалась к личному опыту 9-классников, тем самым повышая их мотивацию к данной теме и математике, как науке.
Ссылка на видеофрагменты уроков, размещенных в облачном хранилище, есть в презентации и представлена ниже. Видеоматериалы доступны для просмотра всем учителям г. Смоленска, которые заинтересованы в изучении данного вопроса. https://cloud.mail.ru/public/5tEx/8AJqLAcfG
В ходе онлайн-семинара участники отмечали, что сегодня формирование ФГ без цифровых инструментов невозможно. Необходимо грамотно использовать и критически оценивать цифровой образовательный контент, повышать уровень своей цифровой грамотности.
Важно понимать, что цифровая грамотность включает в себя не только способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, но и информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом, фильтровать большой объем информации и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.).
Формируя функциональную грамотность, мы расширяем границы познаний как обучающихся, так и свои собственные, легче «встраиваемся» в современное общество и адаптируемся в нестандартных ситуациях, готовы действовать в ситуации неопределенности. ФГ необходима для успешной жизни наших детей – граждан России.
Уважаемые коллеги! Если у вас есть интересный опыт по данной теме, по направлению «Цифровизация», то можно прислать статью на почту metodotdel67@mail.ru, оформленную согласно требованиям к материалам. В конце учебного года будет создан электронный сборник из статей и материалов, представленных учителями г. Смоленска, а каждый автор получит сертификат.
Презентации мероприятия размещены на сайте методического отдела МБУ ДО «ЦДО» г. Смоленска: https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/
Программа Требования к материалам Материалы