Методическая служба системы образования города Смоленска

Заведующий отделом

+7 (4812) 31-30-35

214020 Смоленск, ул. Крупской, 37, кабинет №4 (1 этаж)

Посмотреть на карте

  • Главная
  • Новости
  • Методический диалог по теме «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся»

Методический диалог по теме «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся»

01.12.2020

В 21 веке безграмотным будет считаться не тот,

кто не умеет читать и писать, а тот,

кто не умеет учиться и переучиваться,

используя умения читать и писать». 

А. Тофлер

30 ноября 2020 года в соответствии с планом методического отдела МБУ ДО «ЦДО» прошло совещание с заместителями директоров ОО г. Смоленска по теме «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся». Мероприятие прошло в формате видеоконференции в форме методического диалога (25 подключений).

На совещании выступила методист методического отдела МБУ ДО «ЦДО» Левина О.А., акцентировав внимание на новое направление в единой системе оценке качества образования – общероссийский мониторинг по модели PISA, региональные мониторинги в рамках реализации ФП «Современная школа» национального проекта «Образование». Также в конференции представила свой опыт Елисеева С.А., учитель начальных классов МБОУ «СШ №13 им. Э.Д. Балтина» по теме «ФГ учителя –основа формирования ФГ обучающихся начальных классов».

В соответствии с темой совещания педагоги также подготовили материалы для размещения на сайте методического отдела МБУ ДО «ЦДО» г. Смоленска, в которых представили свой опыт работы по проблеме формирования функциональной грамотности:

- Маркалина Т.А., учитель МБОУ «СШ №13 им. Э.Д. Балтина «Функциональная грамотность педагога»,

- Караулова Е.С., учитель физической культуры МБОУ «СШ №6» «Развитие функциональной грамотности обучающихся средствами физической культуры».

Предварительно с целью осуществления обратной связи с участниками было предложено прислать вопросы, связанные с формированием ФГ, с мониторингами ФГ, с общероссийской оценкой по модели PISA и т.д.

Кроме того, проведен онлайн-опрос педагогических работников ОО для получения общей информации к обсуждению на совещании «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся». Данный опрос позволил получить общую картину, показывающую приоритетные мнения педагогов по вопросу формирования и развития функциональной грамотности и уровне включенности ОО в данное направление. В опросе приняло участие 300 педагогов, 50% из которых показали владение теоретическим материалом по регламенту проведения международного исследования PISA.

На вопрос «Что ценно для учителя, цель которого разобраться в проблемах формирования функциональной грамотности» 73% респондентов ответили так: «в равной степени владеть теорией и практикой»; 43% считают, что этому способствует знакомство с большим количеством практического опыта коллег, чтобы применять на практике.

Около 60% участников указали, что в их образовательных организациях в рамках направления по формированию и развитию функциональной грамотности проводятся тематические педагогические советы, совместные практические занятия с педагогами, семинары по диссеминации педагогического опыта по проблеме в рамках заседаний ШМО, совещаний, круглых столов и пр. Около 40% формируют инструменты внутреннего мониторинга, направленные на отслеживание развития грамотности, проверяемой в PISA (мониторинг ФГ обучающихся), осуществляют взаимопосещение занятий; 34% указали, что в ОО проводят диагностику профессиональной компетентности учителя по формированию ФГ. Только 30% учителей планируют массовое повышение квалификации учителей по использованию заданий формата PISA в текущем, промежуточном, итоговом оценивании на уровне школы. 13% респондентов исследуют в своей школе данный вопрос в рамках инновационной площадки.

Большинство педагогов понимают значимость формирования креативного мышления, глобальных компетенций у обучающихся, понимают, как отобрать или сконструировать систему заданий для формирования читательских умений.

58% педагогов отметили, что повысить уровень сформированности ФГ можно только при серьезной подготовке учителя, 60% считают, что школа должна быть полностью обеспечена в техническом плане, иметь соответствующий инструментарий. 40 % присоединяются к мнению, что, в целом, нужны системные комплексные изменения в системе образования на всех уровнях.

В рамках задач национального проекта «Образование» направление по формированию функциональной грамотности обучающихся является в настоящее время одним из приоритетных. Поэтому методический отдел проводит скоординированную систему мероприятий по данному вопросу с целью повышения качества образования.

План мероприятия

  1. «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся». Левина О.А., методист методического отдела МБУ ДО «ЦДО» г. Смоленска.
  2. «ФГ учителя –основа формирования ФГ обучающихся начальных классов». Елисеева С.А., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина».
  3. Ответы на вопросы.
  4. Подготовили материалы для размещения на сайт методического отдела:
    1. 1. Функциональная грамотность педагога. Маркалина Т.А., учитель МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина.
    2. 2. Развитие функциональной грамотности обучающихся средствами физической культуры. Караулова Е.С., учитель физической культуры МБОУ «СШ № 6».

Назад

Контакты

Заведующий отделом

metodotdel67@mail.ru

+7 (4812) 31-30-35

E-mail: metodotdel67@mail.ru

214020 Смоленск, ул. Крупской, 37, кабинет №4 (1 этаж)