01.12.2020
В 21 веке безграмотным будет считаться не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот,
кто не умеет учиться и переучиваться,
используя умения читать и писать».
А. Тофлер
30 ноября 2020 года в соответствии с планом методического отдела МБУ ДО «ЦДО» прошло совещание с заместителями директоров ОО г. Смоленска по теме «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся». Мероприятие прошло в формате видеоконференции в форме методического диалога (25 подключений).
На совещании выступила методист методического отдела МБУ ДО «ЦДО» Левина О.А., акцентировав внимание на новое направление в единой системе оценке качества образования – общероссийский мониторинг по модели PISA, региональные мониторинги в рамках реализации ФП «Современная школа» национального проекта «Образование». Также в конференции представила свой опыт Елисеева С.А., учитель начальных классов МБОУ «СШ №13 им. Э.Д. Балтина» по теме «ФГ учителя –основа формирования ФГ обучающихся начальных классов».
В соответствии с темой совещания педагоги также подготовили материалы для размещения на сайте методического отдела МБУ ДО «ЦДО» г. Смоленска, в которых представили свой опыт работы по проблеме формирования функциональной грамотности:
- Маркалина Т.А., учитель МБОУ «СШ №13 им. Э.Д. Балтина «Функциональная грамотность педагога»,
- Караулова Е.С., учитель физической культуры МБОУ «СШ №6» «Развитие функциональной грамотности обучающихся средствами физической культуры».
Предварительно с целью осуществления обратной связи с участниками было предложено прислать вопросы, связанные с формированием ФГ, с мониторингами ФГ, с общероссийской оценкой по модели PISA и т.д.
Кроме того, проведен онлайн-опрос педагогических работников ОО для получения общей информации к обсуждению на совещании «Функциональная грамотность учителя – основа формирования функциональной грамотности обучающихся». Данный опрос позволил получить общую картину, показывающую приоритетные мнения педагогов по вопросу формирования и развития функциональной грамотности и уровне включенности ОО в данное направление. В опросе приняло участие 300 педагогов, 50% из которых показали владение теоретическим материалом по регламенту проведения международного исследования PISA.
На вопрос «Что ценно для учителя, цель которого разобраться в проблемах формирования функциональной грамотности» 73% респондентов ответили так: «в равной степени владеть теорией и практикой»; 43% считают, что этому способствует знакомство с большим количеством практического опыта коллег, чтобы применять на практике.
Около 60% участников указали, что в их образовательных организациях в рамках направления по формированию и развитию функциональной грамотности проводятся тематические педагогические советы, совместные практические занятия с педагогами, семинары по диссеминации педагогического опыта по проблеме в рамках заседаний ШМО, совещаний, круглых столов и пр. Около 40% формируют инструменты внутреннего мониторинга, направленные на отслеживание развития грамотности, проверяемой в PISA (мониторинг ФГ обучающихся), осуществляют взаимопосещение занятий; 34% указали, что в ОО проводят диагностику профессиональной компетентности учителя по формированию ФГ. Только 30% учителей планируют массовое повышение квалификации учителей по использованию заданий формата PISA в текущем, промежуточном, итоговом оценивании на уровне школы. 13% респондентов исследуют в своей школе данный вопрос в рамках инновационной площадки.
Большинство педагогов понимают значимость формирования креативного мышления, глобальных компетенций у обучающихся, понимают, как отобрать или сконструировать систему заданий для формирования читательских умений.
58% педагогов отметили, что повысить уровень сформированности ФГ можно только при серьезной подготовке учителя, 60% считают, что школа должна быть полностью обеспечена в техническом плане, иметь соответствующий инструментарий. 40 % присоединяются к мнению, что, в целом, нужны системные комплексные изменения в системе образования на всех уровнях.
В рамках задач национального проекта «Образование» направление по формированию функциональной грамотности обучающихся является в настоящее время одним из приоритетных. Поэтому методический отдел проводит скоординированную систему мероприятий по данному вопросу с целью повышения качества образования.
План мероприятия