Одаренность-Мотивация-Успех
Цель: выявление, обобщение и диссеминация передового педагогического опыта работы с мотивированными и потенциально одарёнными детьми
Участники диалоговой площадки: педагоги общеобразовательных образовательных организаций города Смоленска
Проблемное поле:
- Организация образовательного процесса для мотивированных и потенциально одарённых детей
- Формы, методы и педагогические приёмы развития способностей и талантов у детей в условиях общеобразовательных организаций
- Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах развития способностей и талантов у детей и подростков
Основные понятия диалоговой площадки:
Одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или успеха в выполнении той или иной деятельности.
Б.М. Теплов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий»
Мотивация - совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
В.К. Вилюнас, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Успешность - это интегральная оценка эффективности результата собственной деятельности, получившая признание со стороны окружающих, вызывающая у человека (субъекта деятельности) такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность.
О.В. Бирина Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 438-443
Выявление и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации. Согласно Рабочей концепции одаренности (Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр. 2003) одаренность рассматривается как «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
В настоящее время наблюдается смена научно-практической парадигмы по вопросам оценки и развития детской одаренности:
- Происходит отказ от элитарных концепций одаренности;
- Явление одаренности перестает быть уникальным;
- Одаренность рассматривается как динамично развивающегея качество;
- Сопровождение и развитие одаренности осуществляется с позиций не возможностей, а потребностей индивида;
- Учитывается взаимосвязь духовного и физического начала в структуре одаренности;
- Делается акцент на бережное отношение к одаренности, создание наиболее благоприятных условий для ее сохранения и развития.
В педагогике и психологии расширяются границы определения одаренности. На всех уровнях системы образования теоретические методы и практические приемы начинают активно внедряться в каждодневную образовательную практику.
Материалы к изучению и обсуждению
Шаталова Ольга Алексеевна, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО СОИРО
Проблема мотивации и мотивов
Марчевская Татьяна Николаевна, доцент кафедры ГАУ ДПО СОИРО
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
Северинова Ольга Александровна, методист МБОУ "СШ № 17 им. Героя РФ А.Б. Буханова"
Программа работы с высокомотивированными обучающимися
Григорьева Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ "СШ № 32 им. С.А. Лавочкина"
Программа "Одаренные дети"
Червякова Марина Сергеевна, учитель немецкого языка МБОУ "СШ № 37"
Развитие диалогической речи на уроках немецкого языка
Томсон Екатерина Валентиновна, учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия No 1 им. Н.М. Пржевальского»
Авторская программа «Открываем мир с немецким»
Федорова Алла Михайловна, учитель химии МБОУ «Гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского»
Как сдать ЕГЭ по химии 100 баллов: рекомендации по продуктивной подготовке к ЕГЭ
Юрченкова Светлана Юрьевна, учитель английского языка МБОУ "СШ № 3"
Игры на смартфоне как один из способов работы с одаренными учащимися